История юстиции

История юстиции

История международной уголовной юстиции берет свое начало после завершения Первой мировой войны, а именно, с Версальского мирного договора 1919 г. Именно в нем были закреплены новые основы международного правопорядка, установлена вина государств-агрессоров и предусмотрено создание специального суда для преследования лиц, «обвиненных в совершении действий, которые противоречат законам и обычаям войны (ст. 227)».

Хотя в силу разных международно-правовых причин, в том числе и отказ правительства Нидерландов выдать правосудию кайзера Вильгельма II, этот суд и не состоялся, но с тех пор в международном сообществе было сформировано четкое представление о международно-правовом способе реагирования на военные преступления, геноциды, преступления против человечества.

Тяжкие преступления против мира, человечества и военные преступления были совершены и во время Второй мировой войны. В соответствии с решением Берлинской (Потсдамской) конференции главы союзных государств (СССР, США и Великобритании) приняли решение о наказании военных преступников Второй мировой войны 1939–1945 гг. В Лондоне между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции 8 августа 1945 г. было заключено соглашение о создании Международного военного трибунала для преследования и наказания главных военных преступников европейских стран. Заседания Международного военного трибунала проходили в Нюрнберге (Германия) с 20 сентября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Нюрнбергский военный трибунал стал судом народов над военными преступниками, которые находились при власти в нацистской Германии в течение 1933–1945 гг.

В соответствии с Уставом Международного военного трибунала его приговор дает четкую правовую квалификацию тяжким международным преступлениям, преступлениям против мира, военным преступлениям, преступлениям против человечности. Документы Нюрнбергского процесса также были положены в основу целого ряда международно-правовых актов по вопросам недопущения геноцида, расизма и расовой дискриминации.

Международным уголовным судом стал и Токийский военный трибунал. Также в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. по соглашению между правительствами США, СССР, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов, Индии и Филиппин с 19 января 1946 г. по 12 ноября 1946 г. был создан Международный военный трибунал для Дальнего Востока. В суд, который проходил с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. в столице Японии — городе Токио, за ведение Японией на протяжении 1928–1945 гг. агрессивных войн против Китая, СССР, США и других стран, совершение военных преступлений и преступлений против человечества к уголовной ответственности было привлечено 28 высокопоставленных чиновников.

Как Нюрнбергский, так и Токийский суд были исключительно международными военными трибуналами. Их создание и деятельность рассматривалась в формате утверждения послевоенного международного правопорядка, нового мирового перераспределения отдельных территорий и «зон влияния». И поэтому перед этими судами на скамье подсудимых появлились только военные преступники побежденных стран.

Вторая мировая война заставила международное сообщество принципиально по-другому посмотреть на права человека и права народа, на вопросы ответственности за преступления против мира, человечества, военные преступления, другие тяжкие преступления против жизни и свободы личности. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Общую декларацию прав человека, в которой поставила под международную защиту, прежде всего, природные права и свободы человека, значительно активизировав развитие системы международного уголовного права и процедур, как предупреждения тяжких международных уголовных преступлений, так и привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в их совершении.

В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии международного права восстановить работы для создания Международного уголовного суда. Согласно результатам всеобщего изучения и рассмотрения этого вопроса Комиссия в 1994 г. подала на рассмотрение Генеральной Ассамблее ООН конечный проект по созданию Международного уголовного суда. Быстрого согласия по этому вопросу достичь не удалось, не было определенности относительно места размещения суда и основ его деятельности.

В 1995 г. на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был предоставлен отчет комитета. Результатом стало решение Генеральной Ассамблее ООН о созыве Международной дипломатической конференции.

Эта конференция состоялась в Риме 15 июня – 17 июля 1998 г. Ее результатом стало создание Международного уголовного суда (International Criminal Court) и принятие его Статута. Местом нахождения Суда определен город Гаага (Нидерланды).

Римский устав детально регламентирует порядок организации и деятельности Международного уголовного суда.

Активную поддержку Международному уголовному суду выразили государства-члены Европейского Союза, и много других стран, которые представляли свои континенты.

Следует отдельно отметить, что консервативную позицию в этом вопросе заняли представители США. В частности, 6 мая 2002 г. США официально уведомили ООН, что они не имеют намерения становиться стороной-участником. При этом в июне 2002 г. Конгресс США утвердил резолюцию «American Service member’s Protection», что предусматривает возможность применения силы для противодействия ареста граждан США и их содержания под стражей по санкции Международного уголовного суда. Отстаивая свою позицию, США настаивают на принятии специальной резолюции Совета Безопасности ООН, которая гарантировала бы неприменение санкций Международного уголовного суда ко всем миротворцам. Но данную резолюцию не поддерживала Россия и Китай.

Международный уголовный суд осуществляет свою юрисдикцию относительно предусмотренных преступлений, когда ситуация, при которой совершено одно или несколько преступлений, передана государством-участником прокурору Международного уголовного суда или Совету Безопасности ООН или когда прокурор начал самостоятельное расследование в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 15 Статута.

Но против всех обстоятельств, Римский статут Международного уголовного суда достаточно быстро проходит ратификацию во многих странах мира, которые приветствуют новосозданный механизм уголовной международной юстиции, направленный на защиту прав и свобод граждан.

Никита Нарыжный, Директор Департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции ДНР