Сегодня, 19 января 2021 года, в Донецком ГУЮ Минюста ДНР сообщили информацию относительно правовой экспертизы при проведении государственной регистрации НПА за 2020 год.
В рамках возложенных полномочий, направленных на обеспечение реализации государственной политики по координации и осуществлению контроля в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления (местными администрациями), Донецкое городское управление юстиции (далее – Управление) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов (далее – НПА, акты), представленных на государственную регистрацию.
Правовая экспертиза нормативного правового акта представляет собой исследование НПА (в том числе предмета правового регулирования и содержащихся в нем норм) в целях:
— установления наличия полномочий у правотворческого органа на принятие такого НПА;
— обоснованности выбора формы акта;
— проверки НПА на соответствие действующему законодательству Донецкой Народной Республики, правилам юридической техники;
— гарантирования качества, обоснованности и своевременности издания акта;
— выявления возможных положительных и отрицательных последствий вступления в силу НПА.
В процессе осуществления правовой экспертизы Управление руководствуется Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05 декабря 2019 года № 39-13 (далее – Порядок представления НПА), и Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 28 января 2020 года № 31-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 04 февраля 2020 года под регистрационным № 3636.
В течение 2020 года Управлением была проведена правовая экспертиза 9 НПА, представленных для проведения государственной регистрации.
Следует отметить, что на протяжении 2020 года правотворческими органами соблюдался срок представления НПА на государственную регистрацию, установленный статьей 38 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
Анализ проведенных экспертиз показал, что 3 НПА, представленные для проведения государственной регистрации в Управление, не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Наиболее частыми являются следующие нарушения:
1) отсутствие полномочий у правотворческого органа на принятие НПА, представленного для проведения государственной регистрации;
2) в нарушение части 4 статьи 26 Закона о НПА, пункта 2.6 Порядка представления НПА в актах отсутствует место издания;
3) структурные единицы производных НПА оформлены с нарушением пункта 2.14 Порядка представления НПА;
4) в нарушение подпункта 3.7.6 пункта 3.7 Порядка представления НПА на листах согласования к проектам актов не проставлена дата согласования;
5) в нарушение пункта 2.4 Порядка представления НПА положения НПА дублируют нормы актов высшей юридической силы;
6) в нарушение пункта 2.15 Порядка представления НПА в актах используются неустоявшиеся и двусмысленные формулировки, правовое содержание которых не определено, что допускает их различное толкование.
Также по результатам проведенных правовых экспертиз в 3 НПА выявлены нарушения требований и правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.
Стоит отметить, что из общего количества НПА, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 6 актах недостатков не выявлено, включая 1 НПА, по результатам проведения правовой экспертизы которого установлено, что он не содержит новых правовых норм, не устанавливает новый, не изменяет, не дополняет, не отменяет существующий организационно-правовой механизм реализации прав, свобод и законных интересов граждан, провозглашенных и гарантированных законодательством Донецкой Народной Республики, и направлен на организацию исполнения решения вышестоящего органа.
По результатам приведенных данных можно сделать вывод о сохранении типичных ошибок, на которые неоднократно указывалось правотворческим органам ранее.
Учитывая вышеизложенное, в целях недопущения дальнейших нарушений законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов, повышения качества подготовки проектов НПА и заключений к ним, правотворческим органам рекомендуется:
1) обеспечить своевременное принятие НПА во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов Донецкой Народной Республики, указов и распоряжений Главы Донецкой Народной Республики, постановлений и распоряжений Правительства Донецкой Народной Республики и их представление на государственную регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством;
2) осуществлять пересмотр НПА на соответствие их актам высшей юридической силы;
3) принять меры по обеспечению в своей правотворческой деятельности планового подхода;
4) обеспечить участие юридических служб на всех этапах правотворческого процесса;
5) выработать слаженный механизм взаимодействия отраслевых специалистов с юридическими службами правотворческих органов;
6) повысить ответственность специалистов юридических служб за качество подготовки проектов нормативных правовых актов и заключений к ним.