Актуальные проблемы в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Отдел Государственного реестра нормативных правовых актов

Актуальные проблемы в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики

В рамках анализа обращений физических и юридических лиц, поступающих в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, установлено, что одним из основных вопросов является вопрос официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Проблема с определением официального источника опубликования, достоверности публикуемых сведений, а также установлением вступления нормативного правового акта в юридическую силу является одной из наиболее актуальных в сфере государственной регистрации. Не в последнюю очередь это обусловлено неоднозначностью и общностью формулировок норм права, регулирующих вопросы официального опубликования и вступления нормативных правовых актов в силу.

Частью 2 статьи 7 Конституции Донецкой Народной Республики предусмотрено, что законы Донецкой Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Статьей 39 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы считаются не вступившими в силу. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты, подлежащие опубликованию, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в части, не содержащей сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

При этом, частью 5 статьи 40 Закона о НПА закреплено, что Порядок официального опубликования нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Однако, на сегодняшний день такой Порядок отсутствует. Данная проблема обусловлена тем, что Совет Министров Донецкой Народной Республики, являясь постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Донецкой Народной Республики и выполняя по сути функцию утверждения проектов, представляемых к рассмотрению министерствами и ведомствами, не занимается непосредственно разработкой подзаконных актов.

Учитывая тот факт, что помимо указания Совета Министров Донецкой Народной Республики как органа, определяющего Порядок опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти, Закон о НПА не содержит указаний на иные ответственные органы, следует сделать вывод о том, что разработка соответствующего Порядка возлагается на заинтересованные министерства и ведомства.

К направлениям деятельности Министерства юстиции Донецкой Народной Республики относится мониторинг официального опубликования нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию, и ведение Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, что подразумевает под собой анализ соблюдения органами государственной власти требований к официальному опубликованию нормативных правовых актов, установленных законодательством.

Необходимо понимать, что такие требования не могут ограничиваться исключительно нормами, устанавливающими обязательность официального опубликования и его сроки, но напротив должны также устанавливать нормы, касающиеся источников официального опубликования, полноты информации, размещаемой правотворческим органом, ответственности правотворческого органа за несвоевременность официального опубликования либо его неполноту и т.д.

На сегодняшний день официальное опубликование нормативных правовых актов органов исполнительной власти осуществляется непосредственно правотворческим органом на своем официальном сайте и/или на официальном сайте Донецкой Народной Республики (https://dnr-online.ru/). Статья 42 Закона о НПА содержит указание на источник официального опубликования – официальное печатное издание и/или официальный сайт правотворческого органа. При этом, законодательством, по сути, не предусмотрено единого источника официального опубликования. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 октября 2014 года № 38-4 «Об официальном сайте» (в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27 февраля 2015 года № 2-28) хотя и устанавливает в качестве единого источника официальной информации официальный сайт Донецкой Народной Республики (https://dnr-online.ru/), в тоже время содержит коллизионные нормы, вступающие в прямое противоречие с Законом о НПА. Учитывая, что Закон о НПА имеет высшую юридическую силу по отношению к Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики, руководствоваться в вопросах официального опубликования нормативных правовых актов следует нормами, содержащимися именно в Законе о НПА. Тем не менее, как уже указано выше, Закон о НПА не регулирует в полной мере вопросы официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а лишь устанавливает общие принципы данной процедуры, опираясь на последующее принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, существуют вполне конкретные проблемы в правовом поле, препятствующие реализации конституционного права граждан на информацию, а именно:

— отсутствие законодательного закрепления единого источника официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти;

— отсутствие четких требований к официальному опубликованию нормативных правовых актов органов исполнительной власти, что приводит к неполному опубликованию нормативных правовых актов, отсутствию даты официального опубликования, опубликованию нормативных правовых актов в нечитаемом виде и т.п.;

— отсутствие порядка официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти, предусмотренных статьей 40 Закона о НПА;

— отсутствие законодательно закрепленных санкций за нарушение сроков официального опубликования, а также за опубликование в неполном объеме либо неопубликование нормативного правового акта;

— непроведение правотворческими органами постоянной работы по выборке нормативных правовых актов для официального опубликования, гарантирующей опубликование всех без исключения нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию, а также контроля соблюдения сроков официального опубликования.

Несмотря на то, что статьей 18841 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации нормативных правовых актов и, в частности, за направление на исполнение нормативных правовых актов, которые не опубликованы в установленном законом порядке, применение данной нормы не представляется возможным по причине отсутствия установленного законом порядка опубликования.

Для решения указанных проблем необходимо выполнить 2 задачи:

— осуществить нормативное правовое урегулирование вопроса официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти;

— определить единый источник официального электронного опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, вполне обоснованным будет предположение о необходимости принятия органами исполнительной власти неотложных мер по обеспечению нормативного правового регулирования вопросов официального опубликования, а также определения единого источника официального опубликования нормативных правовых актов, посредством разработки проектов соответствующих нормативных правовых актов и их последующего вынесения на рассмотрение компетентных органов.

Следует отметить, что одним из источников официальной информации о нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, который качественно аккумулирует, обрабатывает и систематизирует нормативные правовые акты, а также правовую информацию, является портал Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики (http://gisnpa-dnr.ru). Нормативные правовые акты, включаемые в ГИС НПА ДНР из Государственного реестра нормативных правовых актов, проходят предварительное подтверждение идентичности с оригиналом нормативного правового акта, остальные нормативные правовые акты направляются непосредственно правотворческими органами, т.е. качество, достоверность и полнота нормативных правовых актов, включаемых в ГИС НПА ДНР, соответствуют качеству, достоверности и полноте их оригиналов. Информация об официальном опубликовании нормативных правовых актов, размещаемая в ГИС НПА ДНР, предоставляется непосредственно правотворческими органами, отвечающими за ее полноту и достоверность.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что официальное опубликование нормативных правовых актов в Донецкой Народной Республики урегулировано лишь частично, тогда как ряд значимых вопросов остается без решения. Тем не менее, внимание общественности, а также нарастание противоречий в правоприменительной практике, вызванных неточностью сведений о вступлении нормативных правовых актов в силу, несомненно будут способствовать скорому разрешению данного вопроса в виду его исключительной важности для построения демократического правового социального государства, которым является Донецкая Народная Республика.