Об исторических аспектах коррупции рассказали в секторе по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Коррупция, как форма социального взаимодействия, представляет собой сложное и многофункциональное явление. Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, а также государственной политики в целом, ведь данное явление серьезнейшим образом ослабляет систему органов государственной власти.

В широком смысле под «коррупцией» подразумевают взяточничество, мошенничество, денежные махинации, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и так далее. Взяточничество (включающее в себя такие составы преступлений, как дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве) имеет множество имен.

Для эффективного противодействия коррупционным проявлениям, прежде всего, необходимо понимать, аспекты их возникновения.

История коррупции не уступает по древности истории человеческой цивилизации – своими корнями это социальное явление уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют еще библейские изречения о фактах, которые в настоящее время могут быть расценены как проявления коррупции. Вот некоторые цитаты из этой книги: «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела».

Появление коррупции на Руси относится к IX–X вв., когда фактически возникли Киевская Русь и такое понятие, как «кормление», т. е. направление князем своих наместников и воевод в провинции без их денежного содержания, но наделенными огромными полномочиями, предполагая, что население и будет «кормить» его, что, естественно, приводило к чудовищным взяткам и другим злоупотреблениям. То есть первоначально коррупция для чиновников была легальным видом деятельности, государственные чиновники, наместники и воеводы жили за счет «кормлений», т.е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра собирались в казну.

В XV — XVII в. коррупция приобрела системный характер, и чиновник выполнял за подношение какое-то действие, связанное со своими прямыми обязанностями. Это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма только в том случае, если чиновник не нарушал закона.

Одним из первых, кто был удивлен масштабами коррупции в системе государственного управления, был Петр Первый. Своими Указами «О воспрещении взяток и посулов» Петр ввел репрессивные меры для замеченных в совершении указанных действий, вплоть до смертной казни. Именно в период царствования Петра I впервые было представлено, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Тогда Петр решил ужесточить меры наказания и ввел смертную казнь за взяточничество.

За долгие годы крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились и своеобразные особенности менталитета.

В последующих исторических вехах «традиция подарков» переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок. Несмотря на суровые наказания взяточников, избавиться от этого явления и в период построения социалистического государства не удалось, т.к. не были устранены основные его причины. Даже во времена жёсткого тоталитарного правления И. В. Сталина коррупция не была полностью истреблена, хотя, безусловно, следует признать, что модель сталинского «квази-социализма» внешне казалась наименее коррумпированной.

К выводу о масштабном распространении коррупции в конце эпохи социализма позволяют прийти материалы судебных процессов и прессы 1970–1980-х гг., которые говорят о том, что различные виды коррупционного поведения, в т. ч. в уголовно наказуемых и поэтому наиболее опасных формах, уже тогда были присущи практически всем государственным и партийным органам. Результаты проведенного уже в 1999–2000 гг. исследования показывают, что при относительно стабильном общем количестве лиц, изобличаемых во взяточничестве на протяжении последних 12–15 лет, к ответственности за это деяние удается привлечь всего одного из двух – двух с половиной тысяч лиц, совершивших данное преступление.

Таким образом, проецируя изложений анализ на современные реалии становления государственного аппарата Донецкой Народной Республики можно с уверенностью заявить, что эффективной антикоррупционной стратегией должна стать система обновления общества в укреплении морали и высоких духовных ценностей. На пути к искоренению коррупции необходимо идти через правовую социализацию к новому уровню политической культуры граждан. Именно поэтому в механизме противодействия коррупции должны быть задействованы различные социальные средства и регуляторы, центральное место среди которых занимает право.

Главный специалист сектора по профилактике коррупционных и иных правонарушений Министерства юстиции Донецкой Народной Республики В.Ю. Черемных