О государственной регистрации нормативных правовых актов

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Отдел государственной регистрации нормативных правовых актов

О государственной регистрации нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти являются неотъемлемым элементом правовой системы Донецкой Народной Республики. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти.

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативных правовых актов на территории Донецкой Народной Республики регулируются Законом Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» от 07 августа 2015, принятым Народным Советом Донецкой Народной Республики (Постановление №I-276П-НС), а также «Временным порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики и проведения их государственной регистрации», утвержденного приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики  от 14.01.2015  № 3 (далее — Порядок).

Проблема соблюдения законодательства и его правильного применения государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при подготовке нормативных правовых актов для проведения государственной регистрации является одной из ключевых в сфере обеспечения действия Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон).

К сожалению, нарушения требований Закона, обусловленные различными субъективными и объективными причинами, не редкость в деятельности указанных органов. В числе таких нарушений: нормотворческие ошибки или коллизии, незнание или неверное толкование Закона правотворческими органами, издание нормативных правовых актов сверх полномочий, вмешательство в компетенцию других органов, нарушение прав граждан и организаций, наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, а также, несоблюдение и отсутствие знаний правил русского языка.

В связи с этим возникает необходимость посредством правового мониторинга систематически выявлять и изучать типичные нарушения законодательства и причины совершения этих нарушений в нормотворческой деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при представлении нормативных правовых актов на их государственную регистрацию. 

Так, согласно части 1 статьи 37 Закона и пункту 3.2 Порядка, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, которые принимаются (издаются) государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления,  затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Донецкой Народной Республики, а также, устанавливающие новый или изменяющие, дополняющие или отменяющие существующий организационно-правовой механизм их реализации; являющиеся обязательными для всех государственных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, не входящих в сферу управления органа, издавшего нормативный правовой акт.

Однако государственные органы исполнительной власти не всегда направляют на государственную регистрацию в Министерство юстиции нормативные правовые акты принятые ими, что является нарушением Закона.

Для предотвращения сложившейся ситуации Министерством юстиции осуществляется разработка проекта приказа «Об утверждении Порядка проведения отбора нормативных правовых актов подлежащих государственной регистрации».

Еще одной проблемой в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов является нарушение сроков их представления на регистрацию в Министерство юстиции.

Так, в соответствии с ч.1 ст.38 Закона, пунктом 3.5 Порядка, подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты должны представляться на государственную регистрацию не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения).

К нормативному правовому акту, представленному на государственную регистрацию, должны быть приложены пояснительная записка и юридическое заключение правотворческого органа, содержащие основания издания приказа, сведения о действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках приведения их в соответствие с принятым актом.

Вместе с тем, на государственную регистрацию представляются нормативные правовые акты, названия которых неоправданно растянуты и громоздки, поэтому ссылаться на их официальные наименования крайне неудобно. К тому же этот недостаток акта влечет за собой нарушение — теряется предмет правового регулирования, который должен быть отражен в названии нормативного правового акта. 

Структурные дефекты акта касаются нарушения правил рационального построения, логики, структуры и взаимосвязи правовых норм. Чаще нарушаются требования, относящиеся к преамбуле акта, его основным понятиям, предмету правового регулирования. Исходя из положений теории права, преамбула акта, хотя и не имеет прямого практического применения (в отличие от норм права), должна содержать в себе цели, задачи и мотивы принятия нормативного правового акта и не должна повторять его наименование, предмет правового регулирования. 

Следует отметить наличие в нормативных правовых актах излишней декларативности, что в первую очередь объясняется низким уровнем законодательной техники. В содержании акта, должны быть четко прописаны права и обязанности субъектов отношений, процедура их реализации, положения об ответственности адресатов. Наличие в актах общего декларативного материала допустимо, однако избыток теоретических пространных норм резко увеличивает вероятность акта быть неэффективным на практике.

Также нарушается важнейший принцип юридической техники — принцип единства терминологии, а именно использование терминов, тождественных и не противоречащих терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах. 

Разобщенность терминологии, используемая при подготовке нормативных правовых актов, влечет за собой, как правило, несоответствие действующему законодательству и как следствие — отказ в регистрации нормативного правового акта.

Анализ содержания нормативных правовых актов также показал наличие в тексте орфографических, синтаксических, пунктуационных и стилистических ошибок. Наиболее часто допускаются следующие нарушения правил русского языка: употребление сокращений и аббревиатур, не предусмотренных законом или не являющихся общепринятыми; построение громоздких предложений, нарушение порядка построения фраз; ошибки словоупотребления; орфографические и пунктуационные ошибки. 

К субъективным причинам нарушений законности в нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти можно также отнести: поспешность в рассмотрении и принятии нормативных правовых актов, нарушение технологии нормотворческого процесса и юридической техники, недостаточная работа юридических служб при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта.

Кроме того, имеют место факты направления на государственную регистрацию государственными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации (акты, не содержащие норм права, нормативные правовые акты персонального характера (о составе комиссий, назначение на должность и освобождение от нее, поощрения работников и т.п.), рекомендательного, разъяснительного и информационного характера (методические рекомендации, разъяснения, в том числе налоговые и т.д.), нормативно-технические документы (национальные и региональные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, кодексы установившейся практики, формы отчетности, в том числе государственных статистических наблюдений, административных данных и другие).

В связи с изложенным, при осуществлении нормотворческой деятельности государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления следует уделять особое внимание соблюдению действующего законодательства по профилю деятельности соответствующих органов в пределах их компетенции, а также соблюдать сроки и порядок представления нормативных правовых актов на их государственную регистрацию.

Учитывая формирование законодательной базы нашей молодой Республики, отдел государственной регистрации нормативных правовых актов с пониманием относится к нарушениям, выявленных в ходе регистрации, допускаемые правотворческими органами, и всячески идет на встречу, проводя рабочие встречи с их представителями с целью устранения выявленных нарушений согласно п.4.5 Порядка.

В заключение хотелось бы отметить, что согласно п.4.6 разделу IV Порядка, по результатам правовой экспертизы Министерство юстиции принимает одно из следующих решений:

— о государственной регистрации нормативного правового акта;

— о возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации для доработки; 

— об отказе в государственной регистрации нормативного правового акта;

— о признании акта не подлежащим государственной регистрации.