Государственный служащий в своей профессиональной деятельности должен обладать не только таким качеством, как профессиональная этика, но и чётко иметь представление и использовать в своей работе этику поведения государственного служащего. Так как государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего.
В настоящее непростое время для граждан Донецкой Народной Республики, в период становления государства, внимание к вопросам этики государственных служащих значительно возрастает.
Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать или отклонять просьбы о некоторых услугах.
В значительной мере решение стоящих перед государственной властью задач зависит от организации и результативности труда государственных служащих. Рассматривая вопрос об особенностях этики государственного служащего, важно отметить следующее.
Приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 27.10.2015 г. № 751 утвержден Кодекс Профессиональной этики и служебного поведения сотрудников Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (далее -Кодекс).
Этический кодекс, которым руководствуются государственные служащие, не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.
Согласно Кодексу, в служебном поведении сотруднику Министерства необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
Сотруднику Министерства юстиции следует:
-соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законодательство Донецкой Народной Республики, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— соблюдать требования по охране труда;
— бережно относиться к имуществу Министерства, в том числе к имуществу третьих лиц;
— обеспечивать эффективную работу Министерства;
— соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
— не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Министерства, его руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
— соблюдать установленные в Министерстве правила предоставления служебной информации и публичных выступлений.
В общении с гражданами и коллегами со стороны сотрудника Министерства недопустимы:
— любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
— пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
— угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия,препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Сотрудники должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности — одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного служащего.