Посмотреть все

Основные задачи, которые ставятся перед экспертами и экспертными организациями, осуществляющими независимую правовую экспертизу (видео)

Сегодня, 12 августа 2019 года, в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики состоялся брифинг на тему «Основные задачи, которые ставятся перед экспертами и экспертными организациями, осуществляющими независимую правовую экспертизу», который провел главный специалист отдела правовой экспертизы Департамента регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики Александр Кутько.

«Первоочередной задачей независимой правовой экспертизы является полноценная реализация общественного надзора за правотворческой деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

По сути, через независимую правовую экспертизу реализуется механизм активизации определенной части гражданского общества, обладающей профессиональными знаниями в области юриспруденции и обеспечение его качественного взаимодействия с государством в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Если рассматривать задачи независимой правовой экспертизы в узком смысле, через призму конкретного результата, то в данном случае задачей является составление заключения по результатам независимой правовой экспертизы, в котором отображается мотивированная оценка проекта нормативного правового акта, включающая прогнозируемые последствия реализации нормативного правового акта, а также выявленные ошибки, противоречия, иные недостатки проекта нормативного правового акта.

Однако же в более широком смысле, учитывающем эффект от внедрения независимой правовой экспертизы, можно отметить такие задачи:

— фокусировка внимания правотворческих органов на реальных вопросах, волнующих граждан Республики в контексте оценки актуальности проекта нормативного правового акта;

— повышение качества юридической техники нормативных правовых актов и детерминированности норм права, содержащихся в них, за счет привлечения к независимой правовой экспертизе высококвалифицированных научных кадров в лице сотрудников высших учебных заведений, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями, подкрепленными многолетним опытом, а также действующих практиков, имеющих дело непосредственно с так называемым «живым правом», тем правом, с которым люди сталкиваются в повседневной жизни;

— максимизация контроля соответствия нормативных правовых актов Конституции и законам Донецкой Народной Республики посредством самостоятельного проведения независимой правовой экспертизы, а также в рамках взаимодействия с Общественной палатой, обеспечивающей проведение общественной экспертизы, и Молодежным парламентом Донецкой Народной Республики в контексте юридической оценки нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи;

— реализация социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина. Благодаря развитию информационных технологий и их всеобъемлющей интеграции в повседневную жизнь стало достаточно просто любому человеку донести свои мысли до практически неограниченного количества других людей. Кроме того, не составляет труда поиск единомышленников, координация совместной деятельности и менеджмент каких-либо проектов без оглядки на расстояние, разделяющее людей. Все это позволяет социально активным людям оперативно реагировать на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, что обеспечило возрастание объема влияния общества на характер, содержание и функционирование механизма обеспечения прав личности и в нормативном правовом закреплении правового статуса личности. Вовлечение в этот процесс профессиональных юристов, имеющих реальную возможность объективной оценки проектов нормативных правовых актов, позволит повысить степень взаимопонимания между государством и обществом.

Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию, регулируется Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-15, а также Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, предоставленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 10.06.2016 № 523, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14.06.2016 под регистрационным № 1351.

Что касается проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, Министерством юстиции разработан проект Порядка и Методики проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, которые подлежат утверждению Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики. В настоящее время идет процесс согласования данных проектов»,

— разъяснил Александр Кутько.