Посмотреть все

Обобщенная практика проведения правовой экспертизы за 2019 год

Отдел правовой экспертизы Департамента регистрации нормативных правовых актов (далее — Отдел), в соответствии с Положением об Отделе, проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов, представляемых на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, с целью проверки их соответствия Конституции Донецкой Народной Республики, действующему законодательству, правилам юридической техники, а также выявления коррупциогенных факторов.

В процессе осуществления правовой экспертизы Отдел руководствовался Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 года № 1-15, в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики  от 10 марта 2017 года № 3-62 (далее — Порядок представления НПА № 1-15), Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05 декабря 2019 года № 39-13 и Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 10 июня 2016 года № 523, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июня 2016 под регистрационным № 1351.

В течение 2019 года была проведена правовая экспертиза 689 НПА (за аналогичный период 2018 года – 602), поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.

Следует отметить, что на протяжении 2019 года правотворческими органами, в большинстве случаев, соблюдался срок представления НПА на государственную регистрацию, установленный статьей 38 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах».

Анализ проведенных экспертиз показал, что 485 НПА (70 % от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству, в том числе Порядку представления НПА № 1-15. Наиболее частыми являются следующие нарушения:

— в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.5 Порядка представления НПА № 1-15);

— в производных НПА включены повторы норм права, содержащихся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пункта 2.1 Порядка представления НПА № 1-15;

— приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.17 — 2.20 Порядка представления НПА № 1-15. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.17 Порядка представления НПА № 1-15), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.18 Порядка представления НПА № 1-15);

— не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.11 Порядка представления НПА № 1-15);

— не соблюдаются требования Порядка представления НПА № 1-15 к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.24 – 2.31 Порядка представления НПА № 1-15);

— ссылки на другие нормативные правовые акты оформлены с нарушением требований пункта 2.14 Порядка представления НПА № 1-15.

Также, по результатам проведенных правовых экспертиз в 123 НПА (18 % от общего количества) выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.

Кроме того, при проведении проверки комплектности документов, поданных для проведения государственной регистрации НПА, и правильности их оформления выявлено 99 случаев (14 % от общего количества) нарушений требований пункта 3.7 Порядка представления НПА № 1-15. При этом наиболее частыми являются следующие нарушения:

— не приложены сведения о согласовании с заинтересованными органами нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер;

— не предоставляется установленное подпунктом 3.7.3. пункта  3.7 Порядка представления НПА № 1-15 количество копий документов;

— сведения о внутреннем согласовании НПА оформляются с нарушением требований подпункта 3.7.6. пункта  3.7 Порядка представления НПА № 1-15, а именно: отсутствует согласование с юридической службой правотворческого органа, визы оформляются с нарушением требований к документированию управленческой информации и организации работы с документами в учреждениях Донецкой Народной Республики.

В ходе проведения правовой экспертизы в 21 НПА (3 % от общего количества) выявлено отсутствие полномочий правотворческого органа на принятие (издание) нормативного правового акта.

За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческим органам возвращено 12 нормативных правовых актов, представленных в Министерство юстиции на государственную регистрацию (в 2018 году возвращено 22), из них в связи с отзывом правотворческими органами — 4 нормативных правовых акта, в связи с оставлением без рассмотрения — 8 нормативных правовых актов.

В результате проведения правовой экспертизы выявлено 19 НПА (3 % от общего количества), представленные на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер. Указанные акты либо не устанавливали новых правовых норм, воспроизводя правовые нормы актов высшей юридической силы, либо носили организационно-распорядительный, рекомендательный или информационный характер.

В 15 НПА (2 % от общего количества) при проведении правовой экспертизы выявлены факты отсутствия согласования с соответствующими заинтересованными органами, что является нарушением требований пункта 2.35 Порядка представления НПА № 1-15.

Также, в 13 НПА выявлены несоответствия законодательству Донецкой Народной Республики  в сферах налогообложения, здравоохранения, страхования, образования, охраны труда, рыболовства, судебно-экспертной деятельности и в сфере хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 204 НПА (30 % от общего количества) недостатков не выявлено.

По результатам приведенных данных можно сделать вывод о снижении количества НПА представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА № 1-15.

Также, с целью обеспечения надлежащего качества нормативных правовых актов правотворческим органам рекомендуется:

  • принять меры по повышению уровня работы с нормативными правовыми актами, а также своевременному приведению их в соответствие с законодательством;
  • принять меры по обеспечению в своей правотворческой деятельности планового подхода;
  • осуществить пересмотр нормативных правовых актов, принятых в течение 2014-2018 годов;
  • учесть замечания экспертных заключений Отдела при последующей  разработке нормативных правовых актов;
  • проводить тщательную предварительную оценку проектов нормативных правовых актов в целях правильного выбора формы акта, определения актов, которые не требуют направления на государственную регистрацию;
  • обеспечить участие юридической службы органа исполнительной власти на всех этапах правотворческого процесса, выработать слаженный механизм взаимодействия отраслевых специалистов с юридической службой, повысить ответственность специалистов юридической службы за качество подготовки проектов нормативных правовых актов.