Сегодня, 14 августа 2020 года, в Ждановском городском управлении юстиции Минюста ДНР разъяснили, что одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Законом Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 15 мая 2015 года № 46-IНС, с изменениями, (далее – Закон).
Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 2 Закона противодействие терроризму в Донецкой Народной Республике основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных органов государственной власти Донецкой Народной Республики по выявлению, предупреждению, пресечению террористической деятельности, раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.
Ст. 6 Закона определено, что в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики могут применяться для:
1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Донецкой Народной Республики, на объектах морской производственной деятельности;
3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Донецкой Народной Республики.
Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта (ст. 18 Закона).
Согласно ст. 20 Закона, лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной или временной основе органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
Также лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики может выплачиваться денежное вознаграждение (ч.1 ст. 26 Закона).
Следует обратить внимание, что Законом предусмотрена ответственность организаций за причастность к терроризму.