Посмотреть все

Министерство юстиции ДНР играет важнейшую роль в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов

 

Значение Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и его территориальных органов в обеспечении единства правового пространства является существенным. Поэтому тема регистрации нормативных правовых актов приобрела особую актуальность в последнее время.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина; деятельность юридических и физических лиц, общественных и других учреждений; имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативного правового акта проводится Минюстом Донецкой Народной Республики, его территориальными органами и включает в себя:

-проведение правовой экспертизы соответствия этого акта законодательству Донецкой Народной Республики;

-проведение антикоррупционной экспертизы акта;

-принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

-присвоение регистрационного номера;

-внесение акта в Государственный реестр нормативных правовых актов.

Принятый нормативный правовой акт получает юридическую силу в результате его опубликования. Своевременное официальное опубликование дает возможность ознакомиться с вновь принятым нормативным правовым актом или с изменениями и дополнениями в действующих актах. А это, в свою очередь, позволяет быстрее перестроить деятельность различных структур в заданном направлении, а также дает населению Республики и должностным лицам  достаточное время для ознакомления и изучения новых нормативных правовых актов, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы.

Причиной отказа в регистрации нормативного правового акта могут быть несоответствия этого акта законодательству Донецкой Народной Республики, выявленные в результате проведения правовой экспертизы, а также коррупциогенные факторы, установленные при проведении антикоррупционной экспертизы. Такие акты возвращаются издавшему их органу с указанием причин отказа. В итоге руководитель органа или лицо, исполняющее его обязанности,  обязаны издать соответствующий документ об отмене нормативного правового акта и направить его копию в Минюст ДНР.

Процедура по государственной регистрации нормативных правовых актов  препятствует вступлению в силу нелегитимных актов, а значит, способна предупредить нарушение прав граждан и иные неблагоприятные последствия, связанные с этими нарушениями.

Функция территориальных органов Министерства юстиции ДНР по экспертизе нормативных правовых актов как одной из составных элементов комплекса функций, нацеленных на обеспечение единства правового пространства, является эффективной, поскольку позволяет своевременно выявить противоречия действующему законодательству данных актов.

В заключении важно отметить, что спектр общественных отношений, регламентируемых подзаконными нормативными правовыми актами разнообразен, поэтому достаточно много субъектов, осуществляющих подзаконное правотворчество. В количественном отношении подзаконных нормативных правовых актов принимается гораздо больше, чем законов, содержание этих актов чрезвычайно многопланово, поскольку они призваны осуществлять более оперативное и конкретное правовое регулирование, нежели это делает закон. Значение подзаконных нормативных правовых актов в регламентации общественных отношений, находящихся в сфере правового регулирования очень велико, так как они позволяют охватить массу подробностей, черт, особенностей, которые не могут быть учтены в рамках закона.

Поэтому задача Министерства юстиции в сфере регистрации нормативных правовых актов является очень важной и ответственной, поскольку основной и важнейшей целью является недопущение нарушений конституционных гарантий государства.