Посмотреть все

Проведение правовой экспертизы НПА государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики во втором полугодии 2022 года.

Сегодня, 17 августа 2022 года, в Департаменте регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики сообщили, что в процессе осуществления правовой экспертизы на основании Порядка представления нормативных правовых актов (далее – НПА) на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, в течение первого полугодия 2022 года была проведена правовая экспертиза 354 НПА (за первое полугодие 2021 год – 508 НПА), поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.

Анализ проведенных экспертиз показал, что 81 НПА (23 % от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА.

К наиболее частым нарушениям требований Порядка представления НПА в процессе правотворчества можно отнести следующие:

  •  в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.8 Порядка представления НПА);
  • в производных НПА включены повторы норм права, содержащиеся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пунктов 2.4, 2.17 Порядка представления НПА;
  • приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.19 – 2.23 Порядка представления НПА. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.20 Порядка представления НПА), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.21 Порядка представления НПА);
  • не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.14 Порядка представления НПА);
  • не соблюдаются требования Порядка представления НПА к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.27 – 2.34 Порядка представления НПА).

Кроме того, выявлены нарушения положений ряда законов Донецкой Народной Республики, в частности Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), Закона Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики», Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», Закона Донецкой Народной Республики «О Государственной границе Донецкой Народной Республики», а также Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики и Конституции Донецкой Народной Республики.

Наиболее частыми нарушениями положений Закона о НПА являются:

  • не обоснованный выбор формы производного НПА (статья 5 Закона о НПА);
  • нарушение порядка официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов (глава 9 Закона о НПА);
  • внесение изменений в НПА без учета требований статьи 47 Закона о НПА.

Также по результатам проведенных правовых экспертиз выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.

При подготовке нормативного правового акта в обязательном порядке должен предшествовать анализ законодательства, относящегося к предмету его правового регулирования, и практики его применения, а также всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия нормативного правового акта.

В первом полугодии 2022 года в 19 НПА выявлены несоответствия законодательству Донецкой Народной Республики в сферах государственного регулирования, государственной службы, лицензирования, образования, охраны труда, оценочной деятельности, таможенного регулирования, промышленной безопасности, физической культуры и в других сферах.

За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческими органами было отозвано 13 НПА (за первое полугодие 2021 года – 13 НПА).

В результате проведения правовой экспертизы выявлено 7 НПА (2 % от общего количества), представленных на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер.

Из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 273 НПА (77 % от общего количества) недостатков не выявлено.

По результатам приведенных данных можно сделать вывод об уменьшении количества НПА, представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствуют действующему законодательству Донецкой Народной Республики.