МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Отдел правовой экспертизы
Обобщенная практика проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, поступивших в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики во втором полугодии 2022 года
Департамент регистрации нормативных правовых актов (далее – Департамент), в соответствии с Положением о Департаменте, проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов (далее – НПА, акты), представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики (далее – Министерство юстиции), с целью проверки их соответствия Конституции Донецкой Народной Республики, действующему законодательству Донецкой Народной Республики, а также правилам юридической техники.
В процессе осуществления правовой экспертизы Департамент руководствовался Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05.12.2020 года № 39-13 (далее – Порядок представления НПА), Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 28.01.2020 № 31-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 04.02.2020 под регистрационным № 3636.
В течение второго полугодия 2022 года была проведена правовая экспертиза 293 НПА (за первое полугодие 2022 года – 354 НПА), поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.
Анализ проведенных экспертиз показал, что 73 НПА (25 % от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА.
К наиболее частым нарушениям требований Порядка представления НПА в процессе правотворчества можно отнести следующие:
— в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.8 Порядка представления НПА);
— в производных НПА включены повторы норм права, содержащиеся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пунктов 2.4, 2.17 Порядка представления НПА;
— приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.19 – 2.23 Порядка представления НПА. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.20 Порядка представления НПА), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.21 Порядка представления НПА);
— не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.14 Порядка представления НПА);
— не соблюдаются требования Порядка представления НПА к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.27 – 2.34 Порядка представления НПА).
Кроме того, выявлены нарушения положений Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), Закона Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики», Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», Конституции Донецкой Народной Республики.
Наиболее частыми нарушениями положений Закона о НПА являются:
— не обоснованный выбор формы производного НПА (статья 5 Закона о НПА);
— нарушение порядка официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов (глава 9 Закона о НПА);
— внесение изменений в НПА без учета требований статьи 47 Закона о НПА.
Также по результатам проведенных правовых экспертиз выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.
Вместе с тем, следует отметить, что при закреплении правотворческой компетенции необходима предварительная проработка предполагаемого содержания будущих НПА с целью своевременного выявления положений, которые могут быть закреплены только в нормативных правовых актах большей юридической силы (обязанности, запреты, ограничения, отдельные вопросы осуществления административных процедур и др.).
Кроме того, при проведении данной работы следует комплексно изучать положения нормативных правовых актов большей юридической силы на предмет наличия непосредственно в них требуемого правового регулирования. Закрепление правотворческой компетенции по правовому регулированию общественных отношений, которые уже получили достаточную регламентацию в акте большей юридической силы, влечет в последующем необходимость поиска и искусственного формирования правового содержания принимаемого правотворческим органом НПА, в том числе вынужденного дублирования уже существующих норм, исключительно в целях исполнения предписания акта большей юридической силы и реализации отсылочных положений.
В связи с чем при подготовке нормативного правового акта в обязательном порядке должен предшествовать анализ законодательства, относящегося к предмету его правового регулирования, и практики его применения, а также всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия нормативного правового акта.
Следует заметить, что во втором полугодии 2022 года в 8 НПА выявлены несоответствия законодательству Донецкой Народной Республики в сферах государственного регулирования, государственной службы, лицензирования, образования, охраны труда, оценочной деятельности, таможенного регулирования, промышленной безопасности, физической культуры и в других сферах.
За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческими органами было отозвано 13 НПА (за первое полугодие 2022 года – 13 НПА).
Также в результате проведения правовой экспертизы выявлено 6 НПА (2 % от общего количества), представленных на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер. Указанные акты либо не устанавливали новых правовых норм, воспроизводя правовые нормы актов высшей юридической силы, либо носили организационно-распорядительный характер.
Стоит отметить, что из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 220 НПА (75 % от общего количества) недостатков не выявлено.
По результатам приведенных данных можно сделать вывод об уменьшении количества НПА, представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствуют действующему законодательству Донецкой Народной Республики.