Граждане Донецкой Народной Республики в своей повседневной жизни сталкиваются с необходимостью обращаться по тем или иным вопросам в учреждения, организации, органы власти и т.д. – это право закрепленного за ними Конституцией Донецкой Народной Республики, законом Донецкой Народной Республики «Об обращениях граждан». В ответ на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, их должностных лиц возложено осуществление публично значимых функций, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Лица, которые не являются гражданами Донецкой Народной Республики и законно находятся на ее территории, имеют такое же право на подачу обращений, как и граждане Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики. При этом законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики может быть предусмотрен другой порядок рассмотрения обращений определенной категории граждан.
Обращение может быть устным, изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме, или письменным, направленным по почте или переданным гражданином в соответствующий орган лично или через законного представителя. Обращения адресуются непосредственно государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Обращения излагаются на русском или украинском языке.
Письменные обращения граждан должны содержать:
— наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;
— фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
— изложение сути обращения;
— дату и личную подпись гражданина (граждан).
Обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
К письменным обращениям, подаваемым представителями граждан, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти календарных дней (при наличии) документов, подтверждающих эту информацию. Устное обращение гражданин может выразить при личном приеме руководителю организации, его заместителю или ответственному работнику. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.
Организация делопроизводства с обращениями граждан – это сложная и ответственная работа, будь то устное или письменное заявление. Каждое обращение гражданина в любой его форме может содержать конкретные требования, указания на нарушения и предложения по разрешению проблем. Закон закрепляет гарантии граждан по рассмотрению их обращений и принятия по ним законных решений, которые могут иметь пользу, как для самих заявителей, так и для организаций.