Вся наша жизнедеятельность, как бытовая, так и профессиональная сопровождается правовым регулированием. Все мы в своей повседневной жизни пользуемся правами и следуем обязанностям, которые закреплены законодательством. Что же такое норма права? Каков порядок принятия правовых норм? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Итак, норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом, гарантируемое государством, закрепленное и опубликованное в официальных письменных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей участников.
Правотворческий орган — государственный орган, уполномоченный принимать нормативные правовые акты.
Под нормативным правовым актом следует понимать письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. Нормативный правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества, создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами, имеет официальный характер, содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью, имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.
Таким образом, должна осуществляться государственная регистрация всех нормативных правовых актов уполномоченных органов, а также устанавливающих обязательное правило поведения для государственных органов, организаций и юридических лиц и граждан.
Государственной регистрации в органах юстиции не подлежат нормативные правовые акты:
— персонального характера (о составе комиссий, назначение на должность и освобождение от нее, поощрения работников и т.п.);
— действие которых исчерпывается однократным применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других актов, содержащих правовые нормы, а также временные, срок действия которых истек;
— оперативного, организационно-распорядительного характера и другие, которые не имеют нормативного характера, в частности те, которые содержат только индивидуально-конкретные предписания;
— направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений республиканских органов исполнительной власти, других государственных органов исполнительной власти, не имеющих новых правовых норм;
— рекомендательного, разъяснительного и информационного характера.
Окончательное решение органы юстиции выносят после проведения правовой экспертизы поданного на регистрацию документа в соответствии с действующим законодательством.
Государственной регистрации подлежат документы при условии:
1) наличия в документе правовых норм;
2) распространения норм на права, свободы, обязанности и интересы граждан (напрямую или косвенно);
3) наличия норм права, затрагивающих деятельность юридических лиц и (или) физических лиц, общественных и других организаций;
4) наличия норм права, устанавливающих требования (общеобязательность) для учреждений, государственных органов.
Принимаемые местными администрациями и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство Донецкой Народной Республики и не относятся к нормативным правовым актам, соответственно, не подлежат государственной регистрации в органах юстиции.
Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения населения той территории, на которую распространяется их действие. Нормативные правовые акты не прошедшие регистрацию в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, юридической силы не имеют.