О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

1. Подготовка нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления Донецкой Народной Республики.

Законом Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых акта» определено, что нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права (п. 11 ч.1 ст.1).

При этом, данное определение следует рассматривать более шире, нормативный правовой акт — это акт волеизъявления (решения) уполномоченного субъекта права, который реализует общественные отношения посредством установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также определения (изменения, прекращения) на основе этих норм прав и обязанностей участников конкретных правоотношений, меры ответственности за нарушения их. Нормативный правовой акт оформляется в виде письменного документа.

Признаки правового акта:

1) выражает волю (волеизъявление) уполномоченного субъекта права, его властные веления;

2) имеет официальный характер, обязательный для исполнения;

3) направлен на регулирование общественных отношений;

4) устанавливает правовые нормы, а также правовые отношения;

5) может быть актом-документом, содержание которого фиксирует в установленной законом документальной форме, и актом-действием, при посредством которого возникает юридический результат (установление правовых норм, их применение и т.д.);

6) представляет собой юридический факт, который порождает определенные правовые последствия.

Виды правовых актов по форме юридической субординации:

· нормативные, которые регулируют определенную сферу общественных отношений и являются общеобязательными;

· индивидуальные (ненормативные), которые порождают права и обязанности только у тех конкретных субъектов, которым они адресованы, по конкретному случаю;

· интерпретационные (акты толкования норм права), которые имеют вспомогательный характер и, как правило, «обслуживают» нормативные акты.

Следует иметь в виду, что, кроме указанных классических актов – нормативных, индивидуальных, интерпретационных – имеются акты смешанного нормативно-конкретного содержания, то есть состоящие из нормативных и индивидуальных норм.

Также встречаются нетипичные (специализированные) акты, утверждающие правила уставов; акты, состоящие из деклараций, призывов, обращений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение: нормативный правовой акт — это официальный акт (волеизъявление, решение) уполномоченного субъекта права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативный правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия нормы права.

Нормативный правовой  акт имеет следующие признаки:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты;

5) публикуется в официальных СМИ (специальные издания, сайты) с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца.

Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти, местного самоуправления издаются на основе и во исполнение законов Донецкой Народной Республики, указов и распоряжений Главы Донецкой Народной Республики, постановлений Совета Министров Донецкой Народной Республики, а также по инициативе самих правотворческих органов в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты издаются правотворческими органами в виде основных (приказы, постановления, распоряжения), производных (правила, порядки, положения, инструкции, регламенты), вспомогательных  и дополнительных (приказы, постановления, распоряжения)  нормативных правовых актов.

Акты, изданные в ином виде (например, указания, техническая документация и др. предусмотренные частью 4 ст. 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»), не должны носить нормативный характер.

Структурные подразделения и территориальные органы правотворческих органов не вправе издавать нормативные правовые акты если иное не закреплено Положением об этом органе.

Проекты нормативных правовых актов до его внесения (представления) в правотворческий орган подлежат согласованию с заинтересованными органами государственной власти и организациями, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (ст.23 Закона о НПА).

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими государственными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Если в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики согласование нормативного правового акта является обязательным, а также, если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов и организаций, проект акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих государственных органов исполнительной власти, иных органов (в соответствии с Положением об органе).

2. Внесение изменений в нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти местного самоуправления Донецкой Народной Республики.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими органами государственной исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими органами.

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным нормативным правовым атом. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, при этом такой документ считается вспомогательным.

В случае необходимости внесения существенных изменений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличия по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также, если в акт неоднократно вносились изменения, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт.

3. Особенности подготовки и оформления отдельных видов нормативных правовых актов.

Приказ, распоряжение, постановление

Приказами, распоряжениями и постановлениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы государственных органов исполнительной власти/местного самоуправления и являются основными нормативными правовыми актами.

Основной нормативный правовой акт, имеет следующие реквизиты:

· констатирующую часть (преамбулу);

· распорядительную часть:

· нормативный корпус (положение относительно сферы правового регулирования (при необходимости), общие и специальные нормы права, способы реализации норм права);

· коррелятивные изменения (при необходимости);

· форму обнародования (при необходимости);

· положения о вступлении в силу;

· приложения (при необходимости).

Приказ должен иметь заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание. Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.

В констатирующей части приказа (преамбуле) кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения.

Если основной нормативный правовой изменяет или отменяет ранее изданный документ, то текст должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка.

Основной нормативный правовой акт подписывает руководитель государственного органа исполнительной власти/местного самоуправления, а в его отсутствие – лицо, его замещающее. Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект.

Особенности подготовки и оформления постановлений в Типовой инструкции по делопроизводству не регламентированы. Вероятно, следует считать, что требования к подготовке постановлений аналогичны требованиям к подготовке приказов.

Производные нормативные правовые акты принимаются в форме:

· Правил — принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

· Порядков — принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

· Положений — принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

· Инструкций — принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

· Регламентов — принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

Производные нормативные правовые акта вводятся в действие основными нормативными правовыми актами (приказами, распоряжениями, постановлениями) и подписываются руководителем подразделения, разработавшего акт, утверждение оформляется в форме грифа утверждения.

4. Государственная регистрация нормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти/местного самоуправления

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) государственные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики (министерства, городские/районные администрации);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики (например, Центральный республиканский банк, государственные фонды, государственные комитеты, службы).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

· правовую экспертизу соответствия акта законодательству Донецкой Народной Республики;

· принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

· присвоение регистрационного номера;

· внесение в Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

Необходимо отметить, что каждое их перечисленных действий это определенная процедура, включающая в себя проведение ряда мероприятий и подготовку соответствующих документов.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции и иных законодательных актах Донецкой Народной Республики;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других органов государственной исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему органа государственной  исполнительной власти, утвердившего акт.

Государственной регистрации подлежат акты независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов перечисленным критериям они подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции. Окончательное решение вопроса о необходимости регистрации принимает Министерство юстиции.

В случае отмены правотворческим органом зарегистрированного нормативного правового акта, документ об отмене должен быть представлен на регистрацию в установленном порядке.

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

· персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.);

· однократного применения;

· срок действия которых истек;

· оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы государственной исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;

д) акты рекомендательного характера.

Нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения).

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится в срок 15 рабочих дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции, но не более чем на 10 рабочих дней.

Нормативный правовой акт может быть возвращен правотворческому органу для доработки.

Основанием для возврата нормативного правового акта без государственной регистрации для доработки по инициативе органа юстиции является:

· несоответствие отдельных структурных единиц нормативного правового акта Конституции и законодательству Донецкой Народной Республики;

· несоответствие нормативного правового акта требованиям Порядка  представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации (далее – Порядок представления НПА);

· наличие грамматических и орфографических ошибок в тексте нормативного правового акта;

· иные основания, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении правовой экспертизы установлено несоответствие этого акта законодательству Донецкой Народной Республики, либо если нарушен установленный порядок представления акта на государственную регистрацию

В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения правовой экспертизы признается Министерством юстиции не подлежащим государственной регистрации, такой акт возвращается правотворческому органу с указанием оснований для принятия данного решения.

Нормативные правовые акты, признанные Министерством юстиции не подлежащими государственной регистрации, подлежат опубликованию на официальном сайте правотворческого органа.

В случае если поданные на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям, установленным Порядком представления НПА для подачи документов на государственную регистрацию (отсутствуют необходимые реквизиты, требуемые согласования, приложения, подписи уполномоченных лиц и т.п.), они могут быть оставлены органом юстиции без рассмотрения и, в течение срока, установленного для проведения государственной регистрации, возвращены правотворческому органу с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата.

Указанные документы также могут быть возвращены без рассмотрения по инициативе правотворческого органа, в случае его письменного обращения.

Зарегистрированный нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики с присвоением ему регистрационного номера.

Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, а также акты об их отмене подлежат регистрации в общем порядке.

5. Контроль

Министерство юстиции Донецкой Народной Республики вправе осуществлять плановые/внеплановые проверки работы правотворческих органов по соблюдению законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов, путем отбора нормативных правовых актов подлежащих государственной регистрации нормативных правовых актов и при необходимости запрашивать их на регистрацию.

Данное право закреплено пунктом 5 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 года № 1-15.