Посмотреть все

Обобщенная практика проведения правовой экспертизы при проведении государственной регистрации нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики за 2019 год

Отдел правовой экспертизы Департамента регистрации нормативных правовых актов (далее — Отдел), в соответствии с Положением об Отделе, проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов (далее — НПА, акты), представляемых на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики (далее — Министерство юстиции), с целью проверки их соответствия Конституции Донецкой Народной Республики, действующему законодательству Донецкой Народной Республики, правилам юридической техники, а также выявления коррупциогенных факторов.

В процессе осуществления правовой экспертизы Отдел руководствовался Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 года № 1-15, в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики  от 10 марта 2017 года № 3-62 (далее — Порядок представления НПА № 1-15), Порядком представления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 05 декабря 2019 года № 39-13  и Порядком проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 10 июня 2016 года № 523, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 14 июня 2016 под регистрационным № 1351.

В течение 2019 года была проведена правовая экспертиза 689 НПА (за аналогичный период 2018 года – 602), поступивших в Министерство юстиции для осуществления государственной регистрации.

Следует отметить, что на протяжении 2019 года правотворческими органами, в большинстве случаев, соблюдался срок представления НПА на государственную регистрацию, установленный статьей 38 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах».

Анализ проведенных экспертиз показал, что 485 НПА (70 % от общего количества НПА, в отношении которых проведены правовые экспертизы), представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА № 1-15. Наиболее частыми являются следующие нарушения:

— в преамбуле основного НПА отсутствует ссылка на соответствующую структурную единицу НПА, предусматривающего полномочия (компетенцию) правотворческого органа на принятие производного НПА, информация о необходимости и цели принятия этого акта (пункт 2.5 Порядка представления НПА № 1-15);

— в производных НПА включены повторы норм права, содержащихся в других НПА (при этом не применяются отсылочные предписания), либо положения НПА содержат противоречивые нормы права, что свидетельствует о несоблюдении требований пункта 2.1 Порядка представления НПА № 1-15;

— приложения к НПА оформляются с нарушением требований пунктов 2.17 — 2.20 Порядка представления НПА № 1-15. Чаще всего неправильно оформляется гриф утверждения производного НПА (пункт 2.17 Порядка представления НПА № 1-15), а также название приложения в тексте производного НПА дословно не соответствует названию самого приложения (пункт 2.18 Порядка представления НПА № 1-15);

— не соблюдаются требования к оформлению структурных единиц производного НПА (пункт 2.11 Порядка представления НПА № 1-15);

— не соблюдаются требования Порядка представления НПА № 1-15 к оформлению вспомогательных НПА (пункты 2.24 – 2.31 Порядка представления НПА № 1-15);

— ссылки на другие нормативные правовые акты оформлены с нарушением требований пункта 2.14 Порядка представления НПА № 1-15.

Также, по результатам проведенных правовых экспертиз в 123 НПА (18 % от общего количества) выявлены нарушения правил юридической техники, в том числе допущение орфографических ошибок, опечаток.

Кроме того, при проведении проверки комплектности документов, поданных для проведения государственной регистрации НПА, и правильности их оформления выявлено 99 случаев (14 % от общего количества) нарушений требований пункта 3.7 Порядка представления НПА № 1-15. При этом наиболее частыми являются следующие нарушения:

— не приложены сведения о согласовании с заинтересованными органами нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер;

— не предоставляется установленное подпунктом 3.7.3. пункта  3.7 Порядка представления НПА № 1-15 количество копий документов;

— сведения о внутреннем согласовании НПА оформляются с нарушением требований подпункта 3.7.6. пункта  3.7 Порядка представления НПА № 1-15, а именно: отсутствует согласование с юридической службой правотворческого органа, визы оформляются с нарушением требований к документированию управленческой информации и организации работы с документами в учреждениях Донецкой Народной Республики.

В ходе проведения правовой экспертизы в 21 НПА (3 % от общего количества) выявлено отсутствие полномочий правотворческого органа на принятие (издание) нормативного правового акта.

За отчетный период на стадии проведения правовой экспертизы правотворческим органам возвращено 12 нормативных правовых актов, представленных в Министерство юстиции на государственную регистрацию (в 2018 году возвращено 22), из них в связи с отзывом правотворческими органами — 4 нормативных правовых акта, в связи с оставлением без рассмотрения — 8 нормативных правовых актов.

В результате проведения правовой экспертизы выявлено 19 НПА (3 % от общего количества), представленные на государственную регистрацию, которые не носят нормативный характер. Указанные акты либо не устанавливали новых правовых норм, воспроизводя правовые нормы актов высшей юридической силы, либо носили организационно-распорядительный, рекомендательный или информационный характер.

В 15 НПА (2 % от общего количества) при проведении правовой экспертизы выявлены факты отсутствия согласования с соответствующими заинтересованными органами, что является нарушением требований пункта 2.35 Порядка представления НПА № 1-15.

Также, в 13 НПА выявлены несоответствия законодательству Донецкой Народной Республики  в сферах налогообложения, здравоохранения, страхования, образования, охраны труда, рыболовства, судебно-экспертной деятельности и в сфере хозяйственной деятельности.

Стоит отметить, что из общего количества нормативных правовых актов, в отношении которых была проведена правовая экспертиза, в 204 НПА (30 % от общего количества) недостатков не выявлено.

По результатам приведенных данных можно сделать вывод о снижении количества НПА представленных для проведения государственной регистрации в Министерство юстиции, которые не соответствовали действующему законодательству Донецкой Народной Республики, в том числе Порядку представления НПА № 1-15.

Также, с целью обеспечения надлежащего качества нормативных правовых актов правотворческим органам рекомендуется:

1) принять меры по повышению уровня работы с нормативными правовыми актами, а также своевременному приведению их в соответствие с законодательством;

2) принять меры по обеспечению в своей правотворческой деятельности планового подхода;

3) осуществить пересмотр нормативных правовых актов, принятых в течение 2014-2018 годов;

4) учесть замечания экспертных заключений Отдела при последующей  разработке нормативных правовых актов;

5) проводить тщательную предварительную оценку проектов нормативных правовых актов в целях правильного выбора формы акта, определения актов, которые не требуют направления на государственную регистрацию;

6) обеспечить участие юридической службы органа исполнительной власти на всех этапах правотворческого процесса, выработать слаженный механизм взаимодействия отраслевых специалистов с юридической службой, повысить ответственность специалистов юридической службы за качество подготовки проектов нормативных правовых актов.