На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике осуществляют правотворческую деятельность более пятидесяти органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также иных органов, акты которых подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями о таких органах.
В целях контроля своевременности и правильности опубликования нормативных правовых актов, руководствуясь пунктом 4.1.19. Положения о Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы от 27 мая 2019 № 158 (далее – Положение), Департамент регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, осуществляет мониторинг официального опубликования нормативных правовых актов правотворческих органов Донецкой Народной Республики.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 7, статьей 73 Конституции Донецкой Народной Республики, статьями 39, 42 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – Закон), нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом нормативном правовом акте.
На основании части 5 статьи 41 Закона, нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их государственной регистрации.
В нарушение законодательства, правотворческими органами не опубликованы нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке. Кроме того, на официальном сайте одного из правотворческих органов опубликованы производные нормативные правовые акты без опубликования основных нормативных правовых актов, что также является нарушением статьи 42 Закона.
При осуществлении мониторинга также установлено, что правотворческими органами не указывается дата официального опубликования нормативных правовых актов в официальных источниках.
Кроме того, Департаментом выявлены многочисленные нарушения сроков официального опубликования нормативных правовых актов,
Одним из грубейших нарушений части 5 статьи 41 Закона является опубликование нормативных правовых актов правотворческими органами ранее их государственной регистрации.
Правотворческими органами допускаются неточности и ошибки при официальном опубликовании. Среди них такие нарушения как неверное указание даты принятия и наименования нормативного правового акта, размещенного на официальном сайте Донецкой Народной Республики, несоответствие реальному наименованию в самом документе, неверное указание даты принятия документа.
Во исполнение требований пункта 3.7. Раздела III Постановления Правительства Донецкой Народной Республики от 18 октября 2019 года № 31-3 «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и предоставления сведений, содержащихся в ней», пункта 4.3 Приказа Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 31 августа 2016 года № 777 «Об обеспечении мониторинга официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию» (с изменениями), правотворческий орган предоставляет информацию об официальном опубликовании нормативных правовых актов, изданных им, в Министерство юстиции для последующего включения ее в Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и Государственную информационную систему нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, не позднее 15 календарных дней от даты государственной регистрации нормативного правового акта.
Некоторыми правотворческими органами информация об опубликовании нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию предоставлена с нарушением установленных сроков, либо не в полном объеме.
Департаментом регистрации нормативных правовых актов Министерства юстиции Донецкой Народной Республики систематически проводится работа с правотворческими органами по устранению вышеуказанных нарушений. Кроме того, при осуществлении мероприятий контроля соблюдения законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 4.1.18. Положения, предоставляются рекомендации по улучшению качества размещаемой информации.
Учитывая вышеизложенное, правотворческим органам необходимо повышать качество работы при размещении своих актов на утвержденных ими официальных источниках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, четко соблюдать требования Конституции Донецкой Народной Республики, Закона и законодательства в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов.