Общая информация

Государственная регистрация актов гражданского состояния проводится с целью обеспечения реализации прав физического лица и официального признания и подтверждения государством фактов рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, перемены имени, смерти.

Органами государственной регистрации актов гражданского состояния, которые проводят государственную регистрацию, являются отделы записи актов гражданского состояния в городах (республиканского значения), районах, районах в городах (далее — отделы записи актов гражданского состояния), исполнительные органы сельских, поселковых, городских (кроме городов республиканского значения) советов.

Государственной регистрации подлежат факты рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака в случаях, установленных законом, перемены имени, смерти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Отделы записи актов гражданского состояния проводят государственную регистрацию рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, перемены имени, смерти; вносят изменения в записи актов гражданского состояния, восстанавливают и аннулируют их; формируют, ведут и сохраняют архивный фонд; осуществляют в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики другие полномочия.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских (кроме городов республиканского значения) советов проводят государственную регистрацию рождения физического лица и его происхождения, брака, смерти.

О факте государственной регистрации акта гражданского состояния органами государственной регистрации актов гражданского состояния выдаются соответствующие свидетельства о рождении, браке, расторжении брака, перемене имени, смерти на специальных бланках, утвержденных Постановлением Совета Министров ДНР.

Порядок хранения, ведения учета и отчетности об использовании бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в органах государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Сотрудники органов государственной регистрации актов гражданского состояния в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Донецкой Народной Республики; актами и поручениями Главы Донецкой Народной Республики; актами Совета Министров Донецкой Народной Республики; поручениями Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики; приказами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и Государственной Регистрационной Палаты, другими нормативными правовыми актами.

Государственная регистрация актов гражданского состояния по заявлениям иностранцев, лиц без гражданства производится по законодательству Донецкой Народной Республики.

Сотрудники органов государственной регистрации актов гражданского состояния обязаны соблюдать тайну государственной регистрации актов гражданского состояния. Сведения о национальности, образовании, семейном положении, а также адрес, дата и место рождения физического лица, которые стали известны работнику органа государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.

Отделы записи актов гражданского состояния сообщают органам труда и социальной защиты населения, территориальным органам Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, государственным налоговым органам сведения об умерших в установленном порядке. Отделы записи актов гражданского состояния сообщают в территориальные военные комиссариаты об изменении призывниками и военнообязанными фамилии, собственного имени, отчества при государственной регистрации перемены имени, брака, расторжения брака и при признании отцовства в отношении данных лиц, а также об их смерти.

Повторная выдача свидетельств, справок о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется отделами записи актов гражданского состояния при подтверждении права лица на получение данных документов, а в отдельных случаях родственных отношений между заявителем и лицом, в отношении которого составлена запись акта гражданского состояния.

Свидетельства о рождении детей повторно выдаются их родителям и усыновителям независимо от возраста ребенка.

Свидетельство о смерти повторно выдается второму из супругов, а также детям, в том числе усыновленным, и их законным представителям, близким родственникам умершего (братьям и сестрам, внукам, деду и бабке, как со стороны отца, так и со стороны матери), лицу, которое является наследником по закону или завещанию, представителю органа опеки и попечительства в случае выполнения им полномочий по опеке и попечительству в отношении лиц, имеющих право на получение такого свидетельства.

Родителям, лишенным родительских прав, свидетельства о рождении детей, в отношении которых они лишены родительских прав, повторно не выдаются.

После прекращения брака вследствие его расторжения свидетельства о браке повторно не выдаются. В таких случаях по письменной просьбе заявителей отдел записи актов гражданского состояния выдает справку о государственной регистрации брака.

Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния могут повторно выдаваться представителю лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в случае документального подтверждения его полномочий.

На повторных свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния делается отметка «Повторное».

Лицам, обратившимся в отдел записи актов гражданского состояния лично, повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния выдаются в тот же день, если выдача документа не требует дополнительного поиска соответствующей записи акта гражданского состояния, при предъявлении ими паспорта или паспортного документа.

 Физическое лицо по достижении 16-летнего возраста имеет право на получение справки о государственной регистрации актов гражданского состояния со сведениями о себе и о своих родственниках, при условии предъявления паспорта (паспортного документа) и документов, подтверждающих родственные отношения.

Родителям, лишенным родительских прав, справки о рождении детей, в отношении которых они лишены родительских прав, не выдаются.

Для получения справки о государственной регистрации актов гражданского состояния заявителем в отдел записи актов гражданского состояния подается соответствующее заявление.

За выдачу справок о государственной регистрации актов гражданского состояния взимается плата в размере и порядке, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

Если на имя лица, которое не является родственником умершего, сделано завещание в учреждении банка, то отдел записи актов гражданского состояния по месту хранения записи акта о смерти должен выдать предъявителю соответствующего документа справку о государственной регистрации смерти.

Выдача гражданам копий записей актов гражданского состояния не допускается.