Во исполнение Приказа Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 21 июня 2018 года № 185, с 09 июля 2018 года по 20 июля 2018 года, должностными лицами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики проведена плановая (выездная) проверка Министерства культуры Донецкой Народной Республики.
По итогам проведения проверки, работа Министерства культуры Донецкой Народной Республики в сфере государственной регистрации нормативных правовых актов признана такой, что осуществляется на надлежащем уровне.
Как положительную практику, необходимо отметить осуществление Министерством культуры Донецкой Народной Республики методической работы в рамках подготовки нормативных правовых актов.
Так, проведенной проверкой установлено, что приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 20 августа 2015 года № 185-ОД утвержден Порядок инициирования и подготовки проектов нормативно-правовых актов в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики.
Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 02 июня 2017 года № 193-ОД в приказ Министерства культуры от 20 августа 2015 года № 185-ОД внесены изменения, согласно которых, Порядок инициирования и подготовки проектов нормативно-правовых актов в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики изложен в новой редакции, тем самым приказ Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 20 августа 2015 года № 185-ОД признан утратившим силу.
Порядок инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики (далее по тексту – Порядок инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов) состоит из четырех разделов и устанавливает правила инициирования разработки проектов нормативных правовых актов Министерства культуры, Совета Министров Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики, Главы Донецкой Народной Республики.
Например, порядок инициирования и подготовки нормативных правовых актов Министерства культуры Донецкой Народной Республики определяет раздел IV Порядка инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, который закрепляет стадии подготовки нормативного правового акта, форму нормативного правового акта, кто имеет право инициировать подготовку нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 4.5. раздела IV Порядка инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, нормативные правовые акты подаются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики инициирующим подразделением в течение пяти рабочих дней после принятия (издания) в порядке, предусмотренном Порядком предоставления нормативных правовых актов на государственную регистрацию и проведения их государственной регистрации. Должностные лица инициирующего подразделения несут ответственность за своевременную подачу нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
Согласно пункту 4.6. раздела IV Порядка инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, инициирующее подразделение в течение трех дней со дня получения нормативного правового акта с отметкой о государственной регистрации, но не позднее десяти дней после государственной регистрации, передает нормативный правовой акт, зарегистрированный приказ Министерства культуры Донецкой Народной Республики, в сектор связи с общественностью для его официального опубликования на официальном сайте Министерства культуры Донецкой Народной Республики и его передачи для опубликования на официальном сайте Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru).
Контроль за официальным опубликованием нормативного правового акта на официальном сайте Министерства культуры Донецкой Народной Республики осуществляет юридический отдел, который в течение пятнадцати календарных дней от даты государственной регистрации приказа направляет в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики по установленной форме информацию об официальном опубликовании нормативного правого акта (пункт 4.8. раздела IV Порядка инициирования и подготовки проектов нормативных правовых актов).
Также, Министерством культуры Донецкой Народной Республики, в рамках осуществления правотворческой деятельности, организована работа в сфере правового просвещении структурных подразделений аппарата путем проведения анализа практики применения нормативных правовых актов (мониторинга правоприменения), принятых Главой Донецкой Народной Республики, Советом Министров Донецкой Народной Республики, Народным Советом Донецкой Народной Республики, правотворческими органами Донецкой Народной Республики, и доведения документов, касающихся направлений деятельности Министерства культуры Донецкой Народной Республики, до сведения сотрудников аппарата.
По результатам проверки установлено, что действующих актов, содержащих признаки, наличие которых требует государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, — в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики не выявлено.
Новых норм права, не закрепленных в законодательстве Донецкой Народной Республики, в информационных материалах не выявлено.
Согласно приказу Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 15 сентября 2017 года № 395-ОД «О систематизации нормативных правовых актов в сфере культуры», в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики систематизации подлежат нормативные правовые акты в сфере культуры, принятые Главой Донецкой Народной Республики, Советам Министров Донецкой Народной Республики, Народным Советом Донецкой Народной Республики, а также Приказы Министерства культуры Донецкой Народной Республики, зарегистрированные в установленном порядке в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики. Систематизацию нормативных правовых актов осуществляет юридический отдел Министерства культуры Донецкой Народной Республики.
Формирование документального фонда в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики осуществляется путем пополнения его нормативными правовыми актами, копии которых находятся в сформированных номенклатурных делах № 07-01 «Законодательные документы (законы, постановления, распоряжения и др.) органов государственной власти» за 2015-2017 года, и включает в себя: указы, распоряжения Главы Донецкой Народной Республики, постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики, приказы Министерства культуры Донецкой Народной Республики, зарегистрированные в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
Систематизация документального фонда Министерства культуры Донецкой Народной Республики включает в себя деятельность по осуществлению учета нормативных правовых актов путем: присвоения кода нормативному правовому акту в соответствии с Классификатором; ведения контрольных экземпляров нормативных правовых актов.
Контрольным экземпляром нормативного правового акта Министерства культуры Донецкой Народной Республики считается экземпляр, в котором проставляются отметки обо всех изменениях (дополнениях), о признании утратившим силу нормативного правового акта либо его структурной единицы, и на котором указывается информация о виде, номере и дате принятия нормативного правового акта, официальном источнике его опубликования, сведения о вспомогательных нормативных правовых актах (дата, номер, дата и источник официального опубликования).
На первой странице контрольного экземпляра нормативного правового акта Министерства культуры Донецкой Народной Республики делается надпись «Контрольный экземпляр».
Поддержание нормативных правовых актов в контрольном состоянии предусматривает внесение в текст акта изменений и дополнений на основании нормативных правовых актов, которыми эти изменения вносятся.
Технология поддержания нормативных правовых актов в контрольном состоянии на бумажных носителях осуществляется путем указания сведений о внесении изменений, дополнений и другой информации непосредственно в тексте нормативного правового акта, вклеивании структурных единиц нормативного правового акта в новой редакции, а также новых структурных единиц в контрольный экземпляр.
При внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты документального фонда, хранящиеся на бумажных носителях, используются следующие сокращения: изложено в новой редакции «нов. ред.», акт утратил силу «утр. сил.».
В каждый контрольный экземпляр нормативного правового акта вклеивается отдельный лист с перечислением нормативных правовых актов, которыми внесены изменения и дополнения с указанием вида, даты и номера акта.
Контрольные обозначения (вид, дата, номер акта), касающиеся отдельных частей нормативных правовых актов, проставляются на полях напротив соответствующих разделов, статей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений, слов и цифр.
В случае утраты силы, нормативный правовой акт или его структурная единица перечеркивается по диагонали сплошной линией и делается отметка об утрате силы либо отмене акта со ссылкой на вспомогательный нормативный правовой акт, на основании которого внесены изменения, его вид, орган, издавший такой нормативный правовой акт, дату принятия, номер и источник опубликования.
В случае изложения нормативного правового акта или отдельных его структурных единиц в новой редакции такие тексты перечеркиваются пунктиром по диагонали.
Отдельные предложения, слова и цифры перечеркиваются пунктирной линией горизонтально в соответствии с их расположением в тексте.
Для обеспечения надлежащего хранения и удобства в использовании, нормативные правовые акты укомплектованы в отдельные книги и подшиты по годам.
Контрольные экземпляры нормативных правовых актов за 2015-2017 года хранятся в служебном кабинете в напольном, низком, закрытом офисном шкафу. Контрольные экземпляры нормативных правовых актов за 2018 год, в отношении которых осуществляется систематизация, формируются в папках – сегрегаторах, и также хранятся в служебном кабинете в напольном, низком, закрытом офисном шкафу.
По результатам проверки данного направления, комиссия пришла к выводу о том, что работа по осуществлению систематизации нормативных правовых актов в Министерстве культуры Донецкой Народной Республики организована таким образом, что:
— облегчает нормотворческий процесс;
— упрощает поиск нужных правовых норм, позволяет эффективнее использовать и применять право во внутриорганизационных отношениях при работе с документальным фондом;
— позволяет способствовать приведению нормативных правовых актов в соответствие с новыми актами; обеспечивать внесение изменений в действующие нормативные правовые акты; разрабатывать и утверждать дополнительные нормативные правовые акты, направленные на приведение в соответствие и реализацию положений, уже принятых и вступивших в силу законов Донецкой Народной Республики;
— использование упорядоченных локальных нормативных правовых актов позволяет добиться более эффективного регулирования внутриорганизационных отношений, независимо от целей и задач.
При осуществлении мониторинга официального опубликования нормативных правовых актов на официальном сайте правотворческого органа (http://mincult.govdnr.ru) установлено, что все нормативные правовые акты опубликованы без нарушения законодательства.