На современном этапе развития международного гуманитарного права, исходя из тенденции к увеличению количества вооруженных столкновений на нашей планете и из игнорирования деятельности международной организации ООН, безопасность в мире находится под постоянной угрозой. Не менее важным является приведение национальных систем права в соответствие международным стандартам, в частности в сфере уголовного законодательства.
В работах ученых М. Раскалея, О. Шпаковича, Ф. Мартенса, В. Филатова изложены проблемы имплементации норм международного права, которые позволяют проследить аспекты применения норм международных договоров в национальное уголовное законодательство.
Учитывая актуальность проблемы и потребность ее комплексной разработки, целесообразно рассмотреть проблемы имплементации Украиной норм международного права в части совершения военных преступлений.
Имплементация (от лат. Impleo– наполняю, исполняю) – это процесс исполнения государством международных правовых норм. Наиболее распространенным способами имплементации, как свидетельствует мировая практика, является инкорпорация и отсылка. Статьей 9 Конституции Украины предусматривается возможность инкорпорации, в ней закрепляются положения, что действительные международные договоры, согласие на обязательность которых предоставила Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины.
Отсылочная норма имплементации предусмотрена ст. 19 Закона Украины «О международных договорах Украины». Согласно этому документу в случае возникновения конкуренции национальных и международных норм применяются правила международного договора.
Исходя из этого, в национальном законодательстве Украины закреплен приоритет международных норм относительно положений национального законодательства.
В первую очередь, мы понимаем категорию «военная преступность» как совокупность преступлений, совершенных военнослужащими. Исходя из узкого подхода, военная преступность – это система преступлений, совершенных специальным субъектом (военнослужащим и военнообязанным во время прохождения ими сборов) и родовым объектом (общественными отношениями, обеспечивающими соблюдение установленного порядка несения и прохождения военной службы).
С точки зрения международного права военными преступлениями считаются преступления, совершенные против гражданского населения или народов во время войны. В национальном законодательстве существует проблема, связанная с использованием дефиниции.
Исходя из этого, военные преступления – это совершенные систематически в широких масштабах серьезные нарушения международного права в период вооруженных конфликтов. К военным преступлениям можно отнести действия не только во время международного военного конфликта, но и в ходе внутригосударственного военного конфликта (гражданская война). Таким образом, их можно классифицировать как умышленное целенаправленное нападение на гражданское население, объекты инфраструктуры, подразделения гуманитарной помощи в соответствии с Уставом ООН.
Согласно доктрин Международного гуманитарного права, которые содержат некоторые правила введения вооруженной борьбы, можно объединить под общим термином «законы и обычаи войны». Эта система норм и принципов международного права, которые:
— устанавливают права и обязанности воюющих сторон и нейтральных государств во время военного конфликта;
— имеют цель устранить наиболее жестокие способы и средства ведения войны, обеспечить защиту мирного населения;
— определяют порядок начала, ведения и прекращения военных действий, правовое становление комбатантов и некомбатантов (мирного населения, военнопленных, больных и раненных военнослужащих и т.д.), а также правовой режим собственности.
Имплементация международного права, касающаяся военных преступлений, ложится на государства, которые подписали Женевские конвенции. В соответствии с положениями документа стороны берут на себя обязательства ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных санкций по отношению к лицам, которые совершили серьезные нарушения. К тому же предусматривается обязательство способствовать розыску лиц, обвиняемых в таких нарушениях, и передавать их в суд независимо от их гражданства.
В УК Украины военные преступления рассматриваются в двух разделах: раздел XIX «Преступления против установленного порядка несения службы (военные преступления)» (ст.ст.401-436) и раздел XX «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка» (ст.ст. 436-447). Следует отметить, что в этих разделах в понимании международного сообщества содержатся составы военных преступлений.
Стоит обратить внимание на ст. 438 уголовного закона под названием «Нарушение законов и обычаев войны». Объективная сторона этого преступления может быть выражена в одной из таких форм:
— жестокое обращение с военнопленными;
— жестокое обращение с гражданским населением;
— принуждение гражданского населения для принудительных работ;
— разграбление национальных ценностей на оккупированной территории;
— применение способов ведения войны, запрещенных международным правом;
— другие нарушения законов и обычаев войны, установленными международными договорами, а также издание приказа о совершении таких действий.
Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением может выявляться в убийствах, увечья, пытках и истязаниях, биологических экспериментах, во взятии заложников, надругании над человеческим достоинством и т.п.
Под жестоким поведением с гражданским населением, следует понимать серьезные нарушения Женевской конвенции о защите гражданского населения 1949 года. Эти нарушения фактически сводятся с актами жестокого поведения с военнопленными и заключаются в применении пыток, убийствах, во взятии заложников.
Изучение прогресса в области вооружений обусловливает необходимость постоянного усовершенствования международного и национального законодательства, касающегося разрешенных способов и методов ведения войны. Под способами ведения военных действий следует понимать оружие и военную технику, которая используется воюющими сторонами для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавление его сил и возможности к сопротивлению. Под методами военных действий следует понимать порядок, способы и приемы использования способов ведения войны для уничтожения живой силы, материальных средств противника, подавление его силы и способы сопротивления.
Международные нормы к запрещенным способам ведения войны относят вооружение «невыборочного» действия; напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные, нейтронные бомбы; вооружение, основное действие которого заключается в причинении повреждений осколками, которые не определяются в человеческом теле с помощью рентгеновского облучения; мини-ловушки; лазерное вооружение, специально предназначенное для использования исключительно в боевых действиях или для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека и т.п. Применение оружия массового уничтожения, запрещенного международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, квалифицируется по ст. 439 УК Украины.
Исходя из вышеизложенного, отказ от полной имплементации международных норм о военных преступлениях возникает из международных договоров, а также предусмотрена Основным Законом Украины.
Верховная Рада Украины ратифицировала фактически все международные документы, которые касаются военной преступности. Однако национальное законодательство относительно военных преступлений до сих пор не имплементировано в национальное законодательство правительством Украины, исходя из ведения агрессивной политики против своих граждан. Военные преступления требуют четкой квалификации. Среди этих уголовных преступлений правительства Украины можно назвать несколько – это нарушение «законов войны», «обычаев войны», «нарушение законов и законов войны», «военные преступления», «серьезные нарушение международного гуманитарного права», «жестокое обращение с военнопленными» и т.д.
Требуется мобилизация мирового сообщества в модернизации международного гуманитарного права и внедрение преподавания данной дисциплины в учебных заведениях военной специализации, чтобы избежать ситуации, сложившейся в Украине с 2014 года по настоящее время.
Директор Департамента международного права и связей с общественностью
Министерства юстиции ДНР
Никита Александрович Нарыжный