Сегодня, 26 августа 2020 года, в Енакиевском городском управлении юстиции Минюста ДНР разъяснили, что порядок рассмотрения граждан регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом «Об обращениях граждан» № 13-IHC от 20.02.2015 (с изменениями от 12.03.2020 г. № 108-IIНС) (далее – Закон), другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Донецкой Народной Республики закрепленного в Конституции ДНР за ним права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан указанными органами и должностными лицами. Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина. Согласно статье 26 Конституции ДНР граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращения граждан могут быть письменными или устными, а также индивидуальными или коллективными.
Устные обращения излагаются гражданином на личном приеме, в ходе которого дается устный ответ. В случае если для решения вопроса, изложенного в устном обращении, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается гражданином в письменной форме. Письменные обращения направляются по почте или передаются гражданином в соответствующий орган лично или через законного представителя.
Существуют разные виды письменных обращений, такие как:
-предложения (замечания);
-заявления (ходатайство);
-жалобы.
Их стоит различать, чтобы выбрать тот вид обращения, который будет наиболее точно соответствовать его содержанию. Это поможет повысить эффективность ожидаемого результата:
— предложение (замечание) – обращение гражданина с рекомендацией по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
— заявление (ходатайство) – обращение гражданина с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
— жалоба – обращение гражданина с требованием о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Письменные обращения граждан должны содержать:
1) наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
3) изложение сути обращения;
4) дату и личную подпись гражданина (граждан).
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
К письменным обращениям, подаваемым представителями граждан, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) документов, подтверждающих эту информацию.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – безотлагательно, но не позднее пятнадцати календарных дней со дня их получения.
В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать сорока пяти календарных дней.
В Енакиевском городском управлении юстиции Минюста ДНР проводится работа по оказанию правовой помощи гражданам: проведение личного приема граждан начальником Енакиевского городского управления юстиции Минюста ДНР каждый понедельник с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 15:00, прием граждан в общественной приемной, расположенной по адресу: г.Енакиево, ул. Тиунова, д.128, 1-й этаж (1-й понедельник каждого месяца с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 15:00), проведение «горячей» телефонной линии по вопросам, связанным с деятельностью органов юстиции Донецкой Народной Республики по телефону: (06252) 2-25-22 (второй понедельник каждого месяца с 11:00 до 12:00).