Посмотреть все

Профессиональная этика в юридическом бизнесе

Юридическая профессия в мире приобрела уже определенную стабильность и экономическую подоснову. Будущие развитие и изменения в юридической практике, прежде всего, зависят от применения консолидированных юридических норм и стандартов, которые позволили бы поднять престиж профессии юриста. Особенность экономических принципов и норм состоит в том, чтобы создать качественную платформу, которая позволяла бы находить правильный выход в быстро меняющейся ситуации.

Еще многое в вопросах морали и этики остается декларативным, и данная тенденция сохраняется. На сегодняшний момент есть много инициатив и кодексов, которые создаются как инструменты консолидации профессии «юриспруденция», объединяющие некие юридические нормы.

Это нужное, но, по моему мнению, — не очень успешное начинание, так как успешным можно считать введение этических норм в практику через понимание полезности данных норм. Необходимо доказывать, что следование определенным этическим нормам и стандартам в юридической профессии – это безусловная необходимость, которая даст практический результат.

Существует среднее звено возможностей, когда специалист понимает, что он не может решить данную проблему непосредственно, а может только при некоторых изменениях. Эта ситуация, когда юрист, будучи профессионалом в узком направлении, думает, что в достаточной степени уже обладает общими знаниями и навыками, которые позволяют ему с помощью привлечения внутренних или внешних ресурсов успешно реализовать проект. В данной ситуации абсолютно необходимо открытое обсуждение с клиентом.

Клиент должен понимать, что вы собираетесь учиться за его счет, и ему необходимо сделать выбор на основе предоставленной информации.

Не повышайте планку слишком высоко. Достаточно лишь начать как минимум с понимания того, что клиенту необходимо получить качественные юридические услуги и, что вы заинтересованы в оказании их клиенту.

Что касается конфликта интересов, безусловно, — это очень важный фактор, в том числе и этический. Клиент может не иметь достаточной компетенции, чтобы оценить профессиональные качества юриста (юридической фирмы). В данном случае должен сыграть определенную роль саморегулятор собственного понимания, который обычно обозначается словами: хочу и буду. Клиент может не понимать, что при конфликте интересов, в данном случае необходимо иметь собственную позицию.

Например, возьмем ситуацию при обращении к помощи юриста нескольких контрагентов, которые уже достигли коммерческого соглашения и обращаются в юридическую компанию как к нейтральному лицу, который должен, по их мнению, подготовить перечень документов, отражающий достигнутые коммерческие соглашения. В данном случае возникает дилемма, остаться нейтральным представителем проекта нескольких сторон – это крайне некомфортная позиция, и нужно хорошо все обдумать, прежде чем соглашаться на данное посредничество.

И здесь возникает казус: юристу необходимо четко представлять, что можно, а что — необходимо сделать. В настоящее время в юридическом бизнесе сложился принцип: «Что нужно клиенту – необходимо сделать любой ценой». И это, конечно, не совсем соотносится с юридическим бизнесом; для него важно, чтобы сохранился принцип сказать «нет», даже в такой ситуации, когда клиент не хочет понимать, почему это необходимо.

Соблюдение этических норм на уровне отношений между самими юристами — данный аспект юридической практики не менее важен, чем, скажем, отношения между юристом и клиентом. Если мы не будем уважать коллег, то не стоит ожидать, что другие будут уважать нас. На данный момент понятие «престиж профессии» трактуется неправильно, так как оно ассоциируется с финансовой составляющей юриста.

На мой взгляд, быть экономически независимым юристом просто недостаточно. К тому же, существует множество других сфер деятельности, где можно заработать гораздо больше.

По всей видимости, все-таки мы занимаемся своим делом не только потому, что это приносит доход, но и потому, что за этим стоит нечто гораздо большее, чем финансовая независимость.

Здесь самое главное, что клиенты, которых мы представляем, могут иметь противоположные интересы. Большинство юридических проектов попадает к нам на стадии достигнутого коммерческого соглашения. И в данном случае наша роль как юристов в том, чтобы не вести войну на уничтожение (не воевать друг с другом), не имея на это веских оснований. Прежде всего, перед нами стоит задача помочь клиентам реализовать то, о чем они договорились, а вовсе не помешать им.

Случалось мне видеть, что юриста на сделках M&A воспринимают как элемент, который мешает процессу, но, тем не менее, это скорее объективное суждение, чем остаточная реальность; следует изменить данное восприятие.

Необходимо работать друг с другом так, чтоб клиенты, видя взаимосвязь юристов, приходили к выводам, что данная профессия, в которой люди ценят и уважают друг друга, не наносит ущерба интересам клиента.

На данный момент в юридическим бизнесе существует грань, которую лучше не переступать, так как существует огромное поле уважительных взаимоотношений, построенных на общих этических нормах.

Например, когда одна сторона сделки отправляет другой стороне проект договора, в который внесены изменения, их необходимо представить в виде маркированной версии, где будут обозначены все внесенные изменения и показатели.

Прежде всего, не надо усложнять партнерам процесс, ведь мало кто добивается положительных результатов таким образом. Не стоит ждать введения кодексов, регламентов, стандартов или, насаждением этических норм сверху, впадать в полемику о применимости или неприменимости этических норм в нашей профессии.

Каждому из нас необходимо осознавать полезность этих норм, видеть практический результат, обучать этому молодое поколение юристов, следовать самим этим нормам — и результат не заставит себя ждать.

Быть счастливым, когда занимаешься своим делом – это удел, которого заслуживает каждый из нас, коллеги!

Нарыжный Н.А., директор Департамента международного права и сотрудничества