Сегодня, 11 марта 2022 года, в Ждановском городском управлении юстиции Минюста ДНР рассказали о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Донецкой Народной Республике.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, урегулированы Законом Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 30 апреля 2015 года № 36-IHC, с изменениями (далее — Закон).
Согласно части 1 статьи 2 Закона, основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально — педагогическая и психологическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Частью 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что органы и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают содействие в физическом, интеллектуальном, психическом, психологическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних.
Физические и юридические лица могут оказывать содействие органам и организациям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сообщать о ставших известными им случаях безнадзорности, беспризорности, нахождения в социально — опасном положении или проживания в семьях с детьми, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, а также заблудившихся и подкинутых несовершеннолетних.
Согласно части 7 статьи 7 Закона, образовательные организации, иные органы и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию несовершеннолетних, содействию их социальной адаптации, социальной и психологической реабилитации, при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей, письменно уполномочивают ответственных лиц на сопровождение ребенка (группы несовершеннолетних).
Центральным и координирующим органом в системе профилактики и безнадзорности несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления.
К компетенции комиссии Законом отнесен весь комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов детей в возрасте до 18 лет, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
На основании статьи 37 Закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данного Закона в соответствии с законодательством.
Статьей 31 Закона установлены следующие формы осуществления профилактики правонарушений:
1) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
2) правовое воспитание и просвещение;
3) профилактическая беседа;
4) профилактический учет;
5) проверка по месту жительства, работы, учебы;
6) социальная адаптация;
7) содействие правоохранительным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
8) иные формы, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.